ЭКИПАЖ ВС И БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ
1.3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЭКИПАЖУ
Вопросы безопасности полетов в рамках авиационной транспортной системы решаются всеми ее структурными звеньями. Так, система «Обеспечения полетов» поддерживает техническую надежность ВС и его готовность к полету, предварительную и предполетную подготовку экипажа, надежность наземных светотехнических и радиотехнических средств.
Система «УВД» обеспечивает безопасность воздушного движения непосредственно в процессе выполнения полета путем безопасного эшелонирования ВС в воздушном пространстве и своевременными рекомендациями и указаниями экипажу, облегчающими их функциональную деятельность.
Безопасность полета возможна только в результате коллективной целенаправленной и эффективной деятельности персонала всех структурных звеньев авиационной транспортной системы. Вместе с тем наиболее важным, решающим звеном в достижении высокого уровня безопасности полетов является экипаж ВС. Это связано со специфическими условиями деятельности летного состава в условиях дефицита времени, значительных физических и психологических нагрузок.
Как бы ни была высока надежность ВС и наземных средств обеспечения полета, его исход определяется возможностями и уровнем подготовки экипажа. Условно можно говорить, что техническая надежность ВС и наземных средств являются фундаментом безопасности полета, а уровень подготовки экипажа— его завершающей надстройкой.
. Экипаж ВС состоит из командира, других лиц летного состава и обслуживающего персонала. Состав и порядок формирования экипажа определяется МГА в зависимости от типа, класса и назначения ВС, а также от цели и условий полета.
Экипаж ВС, управление которым при выполнении полета обеспечивается одним пилотом и не требует наличия на борту других членов экипажа, состоит из командира ВС. Минимальный состав экипажа указывается в Руководстве по летной эксплуатации ВС. Полеты ВС при неполном составе экипажа запрещаются.
К летному составу экипажа относятся лица, имеющие специальную подготовку и свидетельство на право летной эксплуатации ВС и их оборудования: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, пилоты-наблюдатели, а также бортоператоры ВС, выполняющие специальные работы. К обслуживающему персоналу экипажа относятся бортпроводники и бортоператоры грузовых самолетов.
В состав экипажа ВС, занесенного в Государственный реестр гражданских воздушных судов СССР, могут входить только граждане СССР. Исключения из этого правила могут устанавливаться в порядке, предусмотренном Советом Министров СССР. Лица, входящие в состав экипажа, должны в соответствии с занимаемой должностью иметь специальную подготовку, знать и выполнять требования Воздушного кодекса Союза ССР, Положения об использовании воздушного пространства СССР, Основных правил полетов в воздушном пространстве СССР, НПП ГА-85, Устава о дисциплине работников гражданской авиации, Руководства по летной эксплуатации ВС и других нормативных актов МГА, регламентирующих их работу.
Члены экипажа воздушного судна по состоянию здоровья должны соответствовать требованиям, установленным МГА. Пригодность к летной работе по состоянию здоровья определяется врачебно-летными экспертными комиссиями гражданской авиации. Командир ВС руководит всей деятельностью экипажа, а в случае вынужденной посадки, и действиями всех лиц, находившихся на борту судна, до передачи своих полномочий компетентным органам.
Распоряжения командира ВС должны беспрекословно выполняться всеми лицами, находящимися на борту. В зависимости от уровня подготовки и опыта
работы летному составу и другим специалистам присваиваются классы и выдаются соответствующие свидетельства в порядке, устанавливаемом МГА. Члены экипажа во время выполнения служебных обязанностей должны быть одеты по установленной форме, иметь при себе действующее свидетельство и предъявлять его по требованию уполномоченных должностных лиц.